Туристский портал Томской области
Версия для слабовидящих

Исчезнувшие. 10 самых интересных общественных мест в Томске, не доживших до наших дней

 
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Анна Мацковская
исследователь городских пространств, историк, редактор «Томского Обзора»

Ничего вечного, как известно, увы, быть не может. А уж про здания, даже самые красивые и основательно построенные, и говорить не стоит. Лишь единицы переживают второе столетие и остаются монументом прошлому, с переменным успехом вписанным в окружающую их городскую среду.

Не избежал этой участи и наш Томск: здесь тоже были архитектурные шедевры и здания, без которых и город-то не город, по разным причинам до наших дней не дожившие. Не худо было бы о них напомнить.

 

ГОСТИНЫЙ ДВОР

 

Речь идет не о торговом центре, что у Лагерного сада, а о каменных торговых рядах, стоявших когда-то на площади Ленина. Это древнейшая площадь города, его «сердце», неоднократно меняла свое название: долгое время, в частности, за свое функциональное значение она звалась Базарной.

В 1630 году при воеводе Петре Пронском здесь построили деревянный храм во имя Богоявления, вокруг которого постепенно сложилась площадь, ставшая торгово-административным центром города. Перед храмом торговали рыбой, мясом, хлебом, обменивались товарами с местными кочевниками. В конце XVIII века деревянную церковь заменил большой каменный собор, а чуть позднее, предположительно в 1803 году, на площади возвели каменные торговые ряды.

Торговые ряды - на фото справа

Гостиный двор представлял собой строго соориентированное по сторонам света квадратное здание, разделенное проездами в каждой из сторон, площадью порядка четырех тысяч квадратных метров. Каждая из полусторон по внешнему и внутреннему фасадам имела 11 арок, покоящихся на 12 столбах-пилонах. В центре галерей, проходящих по внешнему и внутреннему периметрам здания, располагался, собственно сам Гостиный двор, второй этаж которого занимали сухие складские помещения.

В 1806 году здесь же, на площади, был построен первый вариант Биржевого корпуса, в котором сначала размещался городской арсенал, затем — лавки. Из-за частых наводнений здание пришло в негодность, и было решено его перестроить, разобрав практически до основания. Вокруг Гостиного двора и биржевого корпуса располагались многочисленные лавки, большие и маленькие и во второй половине XIX века площадь все чаще и чаще называют Базарной.

Торговой площадь оставалась и в советскую эпоху, хотя магазины сменили свои названия и перестали сообщать всем и каждому фамилию  своего хозяина. Биржевой корпус можно увидеть и сейчас - в настоящее время здание занимает Академия правосудия. А вот Гостиный двор «благодаря» первому секретарю Томского обкома КПСС Егору Кузьмичу Лигачеву дожил лишь до 70-х годов прошлого века. Хотя немалая часть городской общественности протестовала против его сноса, судьба сооружения была уже решена. Старинные постройки пришлось взрывать - как говорят очевидцы, стекла повылетали на протяжении нескольких кварталов от центра площади.

На том месте, где когда-то располагались продуктовые ряды, построили здание Театра драмы, позднее неподалеку выросло здание Дома советов (ныне - администрации Томской области) и бывшая площадь Базарная окончательно утратила свой прежний облик (а имя она сменила еще в 1959 году).

 

ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

 

Троицкий кафедральный собор, некогда возвышавшийся в центре площади Новособорной, был самым высоким и одним из самых масштабных сооружений Томска. Парадоксально, но факт: его строительство заняло больше полувека, а «жизнь» - почти в два раза меньше.

В 1842 году архиепископ Афанасий обратился к жителям города Томска с призывом принять активное участие в строительстве нового главного собора города, способного вместить все более разрастающееся число прихожан. Тогда же начался сбор средств и за год, не без помощи щедрого томского купечества, удалось собрать более 16 тысяч рублей. Немного позднее был утвержден состав строительного комитета из семи человек, а к концу 1843 года Синод и Министерство путей сообщения согласовали проект будущего собора. Руководство строительством поручили опытному военному инженеру Алексею Петровичу Дееву.

Строить томский собор решили по образу и подобию собора Семеновского полка, возведенного в северной столице Российского государства по проекту архитектора Константина Тона. По предварительным рассчетам, готовое здание должно было вместить почти 2,5 тысячи молящихся и возвыситься над землей (вместе с крестом) почти на 60 метров.

Началась грандиозная стройка в июне 1844 года. Камень, лес и песок брали здесь же, в Томске, у местных подрядчиков, а вот плитный камень, известь и железо везли со всей страны. Суровая сибирская погода устанавливала свои сроки: основные работы нужно было успевать выполнить за лето, чтобы фундамент и стены будущего собора успевали как следует просохнуть, а осень и зиму оставлять лишь для работ вспомогательных.

Руководивший стройкой Деев требовал соблюдения всех правил, что сильно сказывалось на сроках, а строительный комитет все торопил - очень уж хотелось успеть пораньше. Но... Вечером 26 июля 1850 года после окончания работ, когда в соборе почти никого не осталось, случилось непоправимое: обрушились незавершенный купол и поддерживающий его барабан. В результате погибли четыре человека - трое рабочих и чиновник, на свое несчастье, зашедший в этот вечер в собор посмотреть как идет работа.


Стены обрушившегося собора. Рисунок III четверти XIX века

Строительство моментально прекратили, началось расследование причин крушения. То ли фундамент был заложен неправильно, то ли проект изначально не учитывал сибирских особенностей, то ли строители все же слишком спешили с окончанием работ... Так или иначе, в 1851 году, тщательно обследовав собор, эксперты приговорили его к сносу. Масла в огонь подлила и экономическая ситуация, сложившаяся на тот момент в Томске: часть томского купечества разорилась, часть причастных к строительству крупных лиц покинула город, в том числе и сам Деев. Почти 25 лет храм простоял в полуразрушенном состоянии.

Но в 1883 году со сменой городской власти и религиозных верхов изменилась и ситуация: «стройку века» было решено продолжать.

Справочная книга по Томской епархии описывала храм так: «Здание собора каменное с таковым же подвальным этажом, куполом и четырьмя по углам башнями-колокольнями, главы и кресты купола вызолочены. Медных позолоченных крестов шесть; в праздничные дни звонят десять колоколов, самый большой из которых весит 339 пудов 30 фунтов». Томский собор относили к «первому тоновскому» или «русско-византийскому» стилю крестово-купольных церквей, разработанному Тоном. Однако внешне готовый собор значительно отличался от своего прообраза в Санкт-Петербурге.

Троицкий кафедральный собор стали называть «новым», потому и площадь, на которой он стоял прозвали «Новособорной» или просто «Соборной». 25 мая 1900 года, через 56 лет после начала строительства, состоялось его торжественное освещение. А через каких-то 30 с лишним лет собор превратился в руины - власть советская его, как и большинство религиозных сооружений в стране, не пожалела. Правда, в недостатке предприимчивости городское руководство тех лет упрекнуть нельзя: почти миллион кирпичей, оставшихся от собора, пошли на строительство корпусов архитектурно-строительного университета. Впрочем, часть собора, точнее его фундамент, сохранилась до наших дней, пусть и под землей. Сегодня на этом месте (сразу за спиной Святой Татьяны) стоит обыкновенный памятный камень из гранита, заложенный в память о разрушенном соборе еще в 1991-м. Впрочем, о возможности восстановления одного из его фрагментов в городе поговаривают уже давно, но пока безрезультатно.

 

КОРОЛЁВСКИЙ ТЕАТР

 

Первым полноценным зданием для размещения театра Томск обзавелся в 1850 году; до этого горожане довольствовались выступлениями лишь заезжих трупп в «случайных» местах. Средства на строительство деревянного здания театра пожертвовал купец и золотопромышленник Николай Филимонов. Разместился театр напротив нынешнего главного корпуса СибГМУ. Однако большой популярностью не пользовался: здание было не слишком приспособлено для театральных нужд, да и сборы от спектаклей не могли покрыть расходов на содержание артистов, а потому по прошествии 32-х лет театр снесли и пустили на дрова.

Однако горожане требовали развлечений. А тут еще в городе начали готовиться к строительству первого университета, что сулило значительное увеличение публики интеллигентной, охочей до таких же развлечений. И город желаемое получил - за дело взялся купец первой гильдии, человек видный во всех отношениях Евграф Иванович Королёв, чье имя театр и носил впоследствии.

«Королёв был от природы коммерсант и коммерсант-самородок, человек безусловно умный, натура цельная и непоколебимо стойкая в своих убеждениях и действиях. Неотшлифованный ни на упокой, ни воспитанием. Выросший в черном теле и приученный к простой скромной жизни, он и после, когда стал самостоятельным работником в делах по торговле, отличался самой строгой расчетливостью и бережливостью, был далеко от всяких некоммерческих затей... Как торговый человек, он задачу своей жизни определял только одною наживою. Купеческое правило: «Меньше дать и больше получить» у него было основным, где представлялся хороший случай к тому» (Ентропов К.Н. История строительства Троицкого кафедрального собора в Томске).

Правда, Евграф Иванович, человек в городе очень уважаемый, чуть было не остался не у дел: средства на постройку театр самостоятельно взялись собирать томские купчихи и успели даже получить участок для его строительства. Прознав про сию несправедливость, Королёв подал жалобу на имя губернатора и добился-таки включения его в дело.

Гордый Королёв сразу заявил, что в два года справит Томску преотличный театр и слово свое сдержал: к осени 1885 года на Московском тракте позади современного здания ТУСУРа появился трехэтажный, сложенный из кирпича, театр, который томская публика сразу же окрестила Королёвским. 

Это здание целиком и полностью отвечало нуждам театра и было достаточно комфортным как для зрителей, так и для артистов: партер, двухъярусные ложи, амфитеатр, галерея, коридоры, фойе, раздевалки...

Построенный на совесть и с размахом Королёвский театр не мог не иметь успех: в первые сезоны удавалось собрать до 24 тысяч рублей.

Из альбома «Виды Сибири и ея железных дорог»: «Посещается (театр - прим. ред.) публикой довольно охотно, причем, следует заметить, что оперетка нравится ей более драмы. У многих томичей en masse есть убеждение, что драма, в большинстве случаев, касается таких сторон жизни, которые, по горькому опыту, им самим хорошо известны и к театру они предъявляют требование дать веселое развлечение, не возбуждающее особенной работы мысли, на театр они смотрят как на зрелище, дающее отдых и хоть на мгновение закрывающее серую будничную, полную забот жизненную обстановку». Вот вам и интеллигентная публика.

Казалось бы все сулило успех и благополучие, но через 20 лет, не пережив своего предшественника, театр трагически «погиб»: 20 октября 1905 года во время проведения в здании очередного революционного митинга, организованного Томским комитетом РСДРП, здание сожгли черносотенцы.

В.Д. Вучичевич «Черносотенный погром 1905 года в Томске» (холст, масло)

Евграф Иванович, человек, создавший театр и его первый антрепренер этого уже не видел - к тому времени исполнилось уже пять лет со дня его кончины.

 

ТОМСКИЙ ЦИРК

 

Свой театр, да и не один, Томск со временем все-таки обрел. А вот цирка, некогда существовашего и очень любимого горожанами, увы, лишился.

Году эдак в 1906-м, Томская городская управа объявила о намерении сдать участок на левом берегу Ушайки исключительно под цирк. Желающих заполучить участок оказалось немало, однако благосклонней всех судьба оказалась к бывшему управляющему известного в Сибири цирка Стракай кишиневскому мещанину Эразму Андреевичу Стрепетову.

Время было зимнее, но Стрепетов немедленно взялся за постройку здания, и 14 января 1910 цирк открылся (круглое приземистое здание в центре фотографии):

Самой заманчивой частью цирковой программы, были, конечно, атлеты. Выступали они в самом конце вечернего представления. При этом форм выступления было несколько: борцовские схватки, спортивно-атлетические упражнения или конкурсы телосложения  борцов, говоря современным языком, - бодибилдинг.

Стрепетов намеревался продлить срок аренды земли, его цирк мог бы просуществовать еще долго, но стечение обстоятельств повернули ход событий в другое русло. Старое цирковое здание у Думского моста снесли, а на его месте осенью 1911 года было построено новое здание цирка Франца Изако, а по соседству открылись кинематографы «Глобус» и «Мир». Зимой 1914-го, если верить журналу «Искры», в цирке даже состоялись театральные гастроли: «Играла драма Браиловского. Валовой сбор 54.000 р.», лаконично сообщала подпись под фото в журнале.

Однако жизнь нового цирка, в отличие от кинематографа, оказалась недолгой.  

Цирк Изако в период весенного половодья

В 1932 году, уже при советской власти, в Томске был построен большой и удобный цирк, первый этаж котрого был выполнен из кирпича, второй - из дерева. Новый цирк был настоящей гордостью  Томска: среди 68 цирков он считался одним из лучших не только в Сибири, но и в других регионах. Он был рассчитан на 1200 мест, всегда заполнявшихся зрителями. За восемь лет здесь состоялось 1600 представлений, на которых побывало около 4 миллионов зрителей. 

На арене цирка выступал знаменитый дрессировщик Юрий Дуров, борец Иван Поддубный, клоун Виталий Лазаренко. Но, увы, и этот цирк прослужил всего девять лет, сгорев дотла летом 1941 года.

Больше 20 лет томичи были лишены цирковых зрелищ, лишь в 60-х представления в городе стали проводиться снова. Правда, лишь в форме цирка-шапито, который устраивался в Городском саду на месте нынешнего колеса обозрения. Сейчас заезжие труппы дают представления во Дворце зрелищ и спорта или на площадке перед ним. Одно время разноцветный цирковой шатер стоял в районе пушкинской развязки, но его, по требованию прокуратуры, снесли еще в 2010-м.

 

ГОРОДСКОЙ ИППОДРОМ

 

В начале XX века лошадей в Томской губернии было чуть ли не больше чем жителей. Был и свой ипподром - на редкость красивое сооружение, настоящий резной теремок.

Своим появлением томский ипподром обязан «Томскому обществу поощрения коннозаводства», вице-директором которого был Евграф Кухтерин, основатель знаменитой династии Кухтериных. Построен был ипподром в 1906 году по проекту Константина Лыгина, архитектора на редкость талантливого и плодовитого. К слову сказать, это было одно из немногочисленных деревянных сооружений, спроектированных Лыгиным для Томска. Ипподром имел два этажа, посередине - роскошная лестница, ведущая на второй этаж.

Ипподром, фасад здания

На ипподроме обустроили прекрасную беговую дорожку из измельченной пробки, смешанной с просеянным грунтом. Такая дорожка быстро высыхала после дождя и берегла ноги лошадей. Здесь испытывались на скорость разные породы лошадей, которых доставляли с конных заводов всей Сибири. А в 1911 году на ипподроме авиатор Яков Седов-Серов впервые продемонстрировал для жителей полет аэроплана.

Революция, Гражданская война, смена властей и режимов - долгое время городу было не до ипподрома. После установления в Томске советской власти деятельность ипподрома реанимировали, но, конечно, в гораздо меньших масштабах. А в 1968 году городское руководство выдало разрешение на его снос и строительство на этом самом месте Дворца зрелищ и спорта.

Фотографии из альбома спортсмена В. Кекина. Оригиналы хранятся в Томском краеведческом музее. На всех фотографиях - здание ипподрома.

 
 
 

БАССЕЙН «ТОМЬ»

 

Одна из самых больших потерь для города, случившаяся, кстати, не так давно. Но уже далеко не все знают, что на месте развлекательного комплекса «Факел» всего 10 лет назад еще стоял самый большой в городе бассейн. 

Построили бассейн «Томь» в 1983 году, и для томских спортсменов наступила новая эра. Глубина 50-метрового бассейна достигала восьми метров, высота вышки для прыжков - 10 метров; здесь же выстроили трибуны на 800 мест.

«С первого взгляда трудно осознать великолепие этого сооружения. Пятидесятиметровая водная гладь бассейна — как громадное зеркало с неуловимым оттенком морской бирюзы. И поднявшаяся от кромки воды на десятки метров стеклянная стена уводит взгляд в простор, делая бассейн еще больше. Соревнования любого, даже международного ранга можно проводить здесь. Около трех с половиной тысяч томичей смогут ежедневно тренироваться в комплексе. Его пять спортивных объектов примут пловцов и гимнастов...» (Красное знамя, 8.03.1983)

Новый большой бассейн - это возможность для города проводить у себя соревнования не только регионального, но и всероссийского и даже международного масштаба. В 1988 году здесь бились за  Кубок СССР по плаванию в ластах. А в сентябре 91-го в бассейне состоялись первые международные соревнования:  в городе, только-только «приоткрывшемся» для въезда иностранцев, определяли лучшую университетскую команду по подводному плаванию.  

 

Поплавать в «Томь» ходили «первые лица» города, но особенное значения бассейн сыграл в судьбе клуба СКАТ. Для спортсменов клуба в бассейне были созданы все условия для тренировок. Специально были выделены залы для тренерской, мастерской и другие вспомогательные помещения, смонтировали и запустили настоящую декомпрессионную камеру, которую скатовцы взяли с одного из списанных водолазных катеров. В машинном зале бассейна, где стояли громадные очистительные системы, была установлена пара компрессоров высокого давления для зарядки баллонов аквалангов сжатым воздухом. В бассейне «Томь» за десять лет его СКАТу удалось вырастить девять чемпионов и рекордсменов мира и Европы по плаванию в ластах.

Проработал бассейн всего 10 лет - из-за нарушений, допущенных в ходе строительства, несущие конструкции не выдерживали нагрузки. Бассейн закрыли, но не полностью: во вспомогательных помещениях разместилис

12 мар / 2014